Новости проекта
Перенос и удаление уроков
Внесение изменений в личные данные

Содержание эмоционального воспитания

Дата: 5 января 2017 в 11:39, Обновлено 1 июля в 16:29

 Содержание эмоционального воспитания

Содержание эмоционального воспитания  определяется, прежде всего, теми целям   и задачами, которые мы ставим перед собой. Систематическая работа по  эмоциональному  воспитанию осуществляется с учетом возрастных особенностей детей и основных закономерностей  усвоения ими человеческого опыта. Можно выделить звенья этой работы:

1.    Развитие  социальной ориентации;

2.    Расширение реальной практики эмоционального реагирования;

3.    Приобретение опыта решения социально-эмоциональных задач.

Развитие эмоциональной сферы  способствует социализации детей с ОПФР.

Специфика  формирования эмоциональной сферы в том, что она создается при наличии у учеников:

-  положительных эмоций, связанных с пребыванием в школе;

- хороших, ровных взаимоотношений с учителем и одноклассниками, при отсутствии конфликтов;

-возможности успешно сделать что-либо самостоятельно или в сотрудничестве, преодолеть трудности;

- возможности быть правильно оценённым.

Наше доброжелательное отношение к ученику, наш пример положительно окрашенного общения  - это наша профессиональная обязанность и основное условие для создания  обстановки эмоционального  благополучия. Только так построив отношения с учениками можно решить их многочисленные эмоциональные проблемы.

    Первый этап работы -  это наблюдение за учеником в семье и в школе, диагностика.

    Второй – развитие умения  распознавать и воспроизводить эмоции. Для этого  распознаём эмоции на  рисунках,  карточках, подводим к пониманию символических жестов и поз. После этого можем переходить  к упражнениям мимики. Благодаря работе  мышц лица  обеспечивается  активная разрядка эмоций .Рекомендуются  упражнения:

1.    Развитие мимики,  пантомимики, жеста.

2.    Развитие умения выражать эмоциональные состояния.

При этом  важно, чтобы у детей формировалась адекватная самооценка.

Средствами развития эмоциональной сферы могут служить: игра, музыка, рисование, лепка, литература.  Особенно интересны  психокоррекционные  сказкотерапевтические игры. ( Дефектология,  №  2, 2006 )

     На начальном  этапе коррекционной работы  целесообразно проводить специальные  занятия по развитию эмоциональной сферы как у детей с тяжёлой формой интеллектуальной недостаточности, так и с умеренной и лёгкой. Подробно все этапы работы даются в журнале « Дефектология», №  2, 2003 г.  Занятия по социально-эмоциональному воспитанию  № 3, 2004 г.

      Содержание работы подразделяется на  девять этапов. Первый этап  предполагает  создание  эмоционально благоприятной атмосферы, развитие навыков взаимодействия, этику поведения. В последующем каждое занятие включает развитие мимики, пантомимы, жестов, умения распознавать и воспроизводить  эмоциональные состояния.  Причем эти состояния берутся в определённой последовательности от наиболее понятных детям к более трудноразличимым : радость – горе, жалость – злость, смех – плач, удовольствие – обида, стыд, удивление, растерянность. Здесь же ученики знакомятся с нравственными качествами, проводится  психогимнастика, упражнения по этике поведения, релаксация.

  В своей работе я ,  следуя  предложенным  методикам, вношу  изменения в содержание занятий в зависимости от индивидуальных особенностей ученика и его эмоциональной сферы. Работаю над развитием эмоций не только на специальных занятиях, но и на каждом уроке (ведь со временем  необходимость в проведении целого занятия ,  посвящённого развитию эмоций , отпадает ). Присутствуя на моих занятиях вы могли  в этом убедиться.. Для создания эмоционально благоприятной атмосферы на уроке я заранее продумываю, какое музыкальное сопровождение мне подобрать, чтобы оно сочеталось с содержанием урока ( в том числе – релаксацию , упражнения пальчиковой гимнастики, физкультминутки).  Где нужно подбадриваю учеников ,чтобы придать им  уверенности в своих силах не только  словами, но и жестами.

Вежливое обращение к ученикам на уроке – тоже пример для подражания .Считаю необходимым  различного рода «смешинки», шутки, весёлые эпизоды для развития чувства юмора и эмоциональной разрядки. Для развития нравственных качеств особенно благодатный материал – это сказки. Обыгрывание эпизодов сказок, распознавание скрытого в них поучения  -тоже один из приёмов эмоционального воспитания.

   В моей практике самая трудная работа с детьми с  синдромом  Дауна . Очень тяжело расшевелить их, сломать эту смесь равнодушия  и лени . Но совместными усилиями и это удалось . Не нужно забывать, что в школе мы работаем не одни и всегда можем обратиться за помощью к коллегам, особенно к педагогу-психологу. В этом учебном году мы совместно спланировали проведение ряда тренингов по общению и развитию навыков

аккуратности. Это дало хороший результат и очень понравилось ученикам.

  Важно не только научить распознавать и воспроизводить эмоции , но что  ещё более  актуально  для наших детей – это уметь управлять ими .  А для этого одних занятий  недостаточно. Это повседневный и долгий труд. Здесь нужны строгость и требовательность к детям, чтобы они умели себя держать в определенных   «рамках» в  зависимости от ситуации.

  Большие возможности в воспитании эмоций предоставляет нам  современная  техника : компьютер и  цифровой фотоаппарат.  Мы можем моделировать не только эмоции, но и различные ситуации.  Можем показать отрывки  мультфильмов, сказок, фильмов и здесь же обсудить их.   Можем  показать ученику самого себя в различных ситуациях и дать ему возможность посмотреть на себя со стороны, оценить свои эмоции, выбрать правильный стиль поведения.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.