Новости проекта
Перенос и удаление уроков
Внесение изменений в личные данные

Оптимизация учебно-воспитательной работы с детьми с ОПФР с целью повышения качества специального образования в школе.

Дата: 5 января 2017 в 12:02, Обновлено 1 июля в 16:30

Ученики с ОПФР, как и все дети приходят в школу с большим  желанием учиться.  И мы стараемся научить их  правильно это делать, иначе с первых шагов школьной жизни они встретятся с трудностями, неудачами, которые по­степенно могут погасить это  желание.

         Я считаю, что социально неперспективных де­тей нет, все дети обучаемы. И в нашей школе им гаранти­руется педагогическая помощь и поддержка.       

        Главная цель нашей работы -  не только дать ученику с ОПФР достаточный запас знаний, но и научить применять их в изменяющихся условиях жизни.

В своём выступлении  я хочу показать, как и что делается в нашей школе для реализации этой цели, через какие формы работы мы решаем эти вопросы.Мы создали необходимые микросоциальные условия для успешной социализации наших учеников, которые позволяют каждому двигаться в зоне максимальных воз­можностей, не испытывая диском­форта от пребывания среди успева­ющих сверстников:

  1. в кабинете
  2. в классе
  3. в семье

 Вся работа  по оптимизации взаимодействия в системе «ученик – учитель» в нашей школе строится в соответствии с комплексным и системным подходом к изучению личности ученика, выявлению его потенциальных возможностей.  Почти у каждого из них есть проблемы в личностной сфере, поэтому прежде всего -  диагностика и коррекционная помощь.  

        Много внимания уделялось диагностической и консультационной работе.     Изучались межличностные отношения в интегрированных классах. Благодаря правильному планированию воспитательной работы классными руководителями интегрированных классов Станкевич Н.А., Гень В. В.. Козловской Г. Т., Гурской В. С. ученики с ОПФР хорошо и уютно чувствуют себя в классном коллективе.

    Совместно работаем над имиджем и повышением социального статуса учеников с ОПФР в классе.

     Педагогом - психологом проведены развивающие занятия с учениками с ОПФР «Что я знаю о себе», «Мои достоинства и недостатки».

    Если необходимо, помогаю ученикам разучивать слова к праздничным мероприятиям, делать костюмы. Ученики с ОПФР были ведущими на «Уроке памяти» и сейчас участвуют в акциях помощи ветеранам. Несколько раз представляли школу на районных спортивных соревнованиях.

       Во главу угла ставим работу с семьями учеников. Как показала практика всей предыдущей работы, без этого невозможно серьёзное продвижение детей в учёбе и развитии. Работа с семьями учеников с ОПФР помогает избежать конфликтных ситуаций, помочь родителям понять сильные и слабые стороны характера и личностных особенностей своего ребёнка, учить родителей оказывать посильную помощь в преодолении недостатков развития и выполнении домашних заданий. Проводим беседы, консультации, посещения на дому практикуем приглашение родителей на занятия, классные часы, родительские собрания.  Работает лекторий для родителей с ОПФР.   

     В рамках лектория проведены:  круглый стол по теме « Основные группы трудностей детей с ОПФР», консультация «Помощь родителей в формировании адекватной самооценки детей с ОПФР», анкетирование родителей и детей с ОПФР по удовлетворённости организацией обучения в интегрированных классах,  разработана памятка « Права и обязанности детей с ОПФР и их законных представителей».

    Если есть трудные для решения вопросы, консультируемся с  Вороновским ЦКРи ОР. И всегда получаем нужную нам помощь.

    

      Одно из направлений – работа в кабинете. Кабинет педагога-дефектолога - это образовательная среда, где ученики находятся во время занятий с педагогом-дефектологом. Мы старались разместить всё рационально, функционально и в то же время удобно для учеников. Кабинет имеет зональное разделение: учебная зона, оборудованная компьютером, зона гигиены, зелёный уголок, методический уголок, игровая зона. Пространство стараемся не перегружать предметным наполнением, отбираем самое необходимое.

      В этой четверти мы закончили оборудование игрового уголка и зоны релаксации. Приобретены развивающие игры, детские обучающие компьютеры,  ковровая дорожка,  необходимый нам спортинвентарь,  сделали дорожку-массажёр.

      Методический уголок пополнился пособиями для развития речи, коррекции звукопроизношения,  карточками для индивидуальной работы по языкам.

       Процент обеспеченности кабинета средствами обучения и учебным оборудованием составляет 75 %.

        Вместе с учителем математики работаем над созданием методического продукта, который включает тесты и практические задачи для учеников старших классов с интеллектуальной недостаточностью на расчеты по коммунальным платежам, за электроэнергию в реальных ценах сегодняшнего дня. Подготовлено выступление из опыта работы на методическое объединение учителей интегрированных классов: «Формирование коммуникативной и социокультурной компетенции у детей с ОПФР в условиях образовательной интеграции».

      Компьютер в кабинете подключен к интернет-ресурсам. Работаем над систематизацией материалов на электронных носителях. Учим детей работать с разными программами: «Сетевой наставник», «Школьный наставник», совместно  находим информацию по теме урока, затем даём задания для самостоятельной работы. Медиотека кабинета включает разработки учебных занятий, тесты,  презентации,  аудио и видео материалы. Кроме этого используем на коррекционных занятиях материалы блога учителя начальных классов Будревич О.С. «Непоседы»

       Всё это даёт возможность адаптировать учеников с ОПФР к реалиям современной жизни, позволяет самим добывать знания, что в дальнейшем позволит правильно и самостоятельно действовать при решении актуальных для них проблем. 

        Третье и главное направление работы с учениками с ОПФР – учебная деятельность. От того на какие технологии, приёмы и методы работы будем опираться, зависит качество не только отдельно взятого урока, но и всей работы в целом. Так как педагог-дефектолог работает с несколькими учениками или индивидуально, за основу беру технологию личностно –ориентированного обучения, здоровье -сберегающие технологии, которые просто необходимы нашим ученикам, игровые технологии. Не всегда и не всё можно взять из них для наших учеников в силу многих факторов. Например: интерактивные методы обучения в своём большинстве рассчитаны на большое количество учащихся. У дефектолога  на занятии 1-2 ученика.  Возможности  создать группы для работы нет. В классе ещё больше сложностей – там тема занятия в классе зачастую не совпадает с темой у учеников с ОПФР. Это самое больное место интеграции. Совместными усилиями с учителями – предметниками стараемся решить эти вопросы. Если взять проблемное обучение, то и ставим проблему и ищем пути её решения совместно с учениками в силу их низкого интеллектуального потенциала.

      Несмотря на огромное количество современных педтехнологий, основной подход, который мы берём за основу – практико-ориентированный.

      Всё обучение строим на предметно-практической основе. На уроках создаём, моделируем жизненные ситуации. Поощряем учащихся, которые проявляют активность в деловом общении. Для успешной коррекционно-развивающей работы используем различные виды деятельности: дидактические и сюжетно-ролевые игры, анализ ситуаций, выполнение упражнений, проведение опытов. При этом опираемся на потенциал каждого ученика, его природные склонности потребности. Поощряем высказывать свою точку зрения, пусть даже небезошибочную

         Мы понимаем ценность совместной деятельности и общения учащихся с особенностями психофизического развития и их здо­ровых сверстников. Поэтому мы строим работу в общих классах так, чтобы включить учеников с ОПФР в совместную работу, сотрудничество с другими учениками, если для этого есть, хоть какая-то возможность. Так как приобретение социального опыта невозможно без упражнений в совместной деятельности.

     Через внеклассные мероприятия мы более широко и разнообразно применяем совместное взаимодействие. Все ученики с ОПФР участвуют в работе кружков по интересам, секций. Не обходятся без них школьные и классные праздники, утренники, экскурсии. Не один год активно проявляют себя ученики с ОПФР в шефской работе с ветеранами. В системе используем практические занятия и экскурсии как материал для уроков ( в школьный музей, по своей местности, заочные). Работаем на благоустройстве школы, поддерживаем порядок у памятника девушкам-связисткам. И надо отметить преемственность в этой работе. Наши выпускники передали эстафету младшим, с которыми работа только начинается.   

      В рамках недели профориентации побывали и познакомились с работой учреждений д. Погородно: магазинов,  почтового отделения, сбербанка, аптеки, отделения быткомбината,  амбулатории.  Это дало возможность не только познакомиться с людьми разных профессий, но и закрепить навыки делового общения на практике.

      Интересно прошли встречи с выпускниками, которые обучались по программе вспомогательной школы. Некоторые пришли в кабинет, с другими встретились на рабочем месте. Уже 4 года у нас 100% трудоустройство наших выпускников с ОПФР. Пусть небольшое, но достижение.  Это результат нашей работы по привитию трудовых навыков и интереса к результатам своих личных достижений в трудовой деятельности, социальной адаптации детей с ОПФР,

      Если учителю удаётся окружить детей с ОПФР вниманием, заботой и лаской, то успех их обучения обеспе­чен.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.