Новости проекта
Перенос и удаление уроков
Внесение изменений в личные данные

Методы и приемы работы на уроке с детьми с ОПФР

Дата: 5 января 2017 в 11:44, Обновлено 1 июля в 16:30

Методы и приемы работы на уроке с детьми с ОПФР

   Методы специальной педагогики в основном совпадают с методами общей педагогики и традиционно подразделяются на:

·        словесные методы. Это инструкция, рассказ, беседа, объяснение.

·        наглядные методы. Это показ изучаемых предметов, изображений, организация наблюдений учащихся, показ фильмов.

·        практические методы. Это дидактические и сюжетно–ролевые игры, упражнения, выполнение различных заданий.

   Наибольший эффект в коррекционно-педагогической работе с детьми с ОПФР дает сочетание наглядных и практических методов обучения. При этом нужно учитывать характер нарушений, психофизические особенности и возраст ученика. Если в младшем школьном возрасте словесные методы менее действенны, то позднее их значение возрастает, но и в дальнейшем они играют  лишь вспомогательную роль по отношению к наглядным и практическим методам.

   Для  решения учебных задач большое значение имеет выбор методов обучения, при этом необходимо учитывать принципы обучения и особенно принцип коррекционной направленности обучения, общие и конкретные цели и задачи обучения по данному предмету в целом и по каждой теме в отдельности .

   Главной опорой в усвоении любого учебного материала учащимися вспомогательной школы служат наглядные средства обучения. Поэтому демонстрация- показ наглядности, один из важнейших методов обучения. Поэтому на занятиях я использую различного вида наглядность: натуральные предметы, муляжи, игрушки, модели, наборы для моделирования, изображения, фотографии, открытки, схемы, таблицы.

   Беседу я не использую как один из ведущих методов обучения. Применяю ее на начальном этапе ознакомления с новым материалом для выяснения имеющихся у детей представлений и знаний по теме; на этапах проверки усвоения учебного материала, а также с целью использования детьми. Вопросы для беседы продумываю заранее, так как они должны быть взаимосвязаны, задаваться в логической последовательности, направляя внимание и мышление ученика на определенный объект, о котором он должен рассказать. Для поддержания интереса к беседе использую прием введения игровых персонажей (белочка, зайчик, герои сказок).

   Эффективно может быть использование следующих дедактических методов и приемов:

·        прием сравнения натуральных объектов (например, чистой и грязной одежды, посуды)

·        рассматривание рисунков

·        оценка различных видов поведения на изображениях и в реальных ситуациях

·        метод аналогий

·        метод моделирования реальных ситуаций (например, отрабатываются модели поведения, общения между людьми, формулы речевого этикета).

   В обучении детей младшего школьного возраста широко используются игровые методы и приемы. Наибольшими возможностями обладают дидактические игры. Я использую игры на любом этапе изучения темы: с игры можно начинать тему, чтобы выявить имеющиеся знания, затем игра может выполнять функции текущей диагностики, в итоге – проверить и закрепить знания учащихся. Наиболее часто используемые игры: «4-й лишний», «Наведи порядок», «Посмотри и запомни», «Шапка-невидимка», «Чудесный мешочек», «Лото». Кроме этого, я использую приемы игровых ситуаций, например:

·        игровой персонаж чего-либо не знает, не умеет

·        игровой персонаж просит помощи

·        игровой персонаж допускает ошибки или утверждает о ненужности выполнения каких-либо действий

·        опоздавший персонаж

   Можно использовать задание-соревнование, например, «Кто лучшее…», «Кто аккуратнее…» и т.п.

   В старшем школьном возрасте я использую только элементы дидактических игр, стараюсь использовать приемы проблемного обучения, т.е. ставить ученика перед необходимостью искать решение. Использую логические задачи, перфокарты, тесты, таблицы, памятки.

   Применение перфокарт помогает раскрыть уровень знаний учеников, провести проверку и самопроверку.

   Систему методов и приемов я определяю в связи с характером учебного материала, дидактическими и коррекционными задачами, уровнем общего развития и возможностями детей.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.