Новости проекта
Перенос и удаление уроков
Внесение изменений в личные данные

Консультация ребенку- инвалиду

Дата: 5 января 2017 в 11:21, Обновлено 1 июля в 16:29

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ РЕБЕНКУ-ИНВАЛИДУ В УСЛОВИЯХ ОБУЧЕНИЯ В МАССОВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

        Количество детей-инвалидов, к сожалению, растет неукоснительно. Инвалиды, как отмечает статистика, составляют десятую часть населения планеты. В условиях российской действительности эта категория людей по-прежнему остается одной из самых экономически и социально-психологически неблагополучных. Инвалидность не есть медицинская проблема. Инвалидность – это проблема неравных возможностей!
       Мы рассматриваем инвалидность не только как нарушение здоровья со стойкими расстройствами функций организма, приведшее к ограничению жизнедеятельности, но и как психологический феномен. Инвалидность – психологическое образование личности, выраженное ее деформацией, тотально препятствующей эффективному социальному функционированию на фоне резко сниженной самооценки, непродуктивных контактов с окружающими.
       Данное психологическое образование личности является следствием неадекватного понимания здоровыми людьми феномена «инвалидности», излишней изоляции и исключением инвалидов из полноценного участия в общественной жизни, игнорировании большинством их равных прав с другими гражданами страны, что является явной социально-психологической и, думается, политической дискриминацией.
       В развитии ребенка все взаимосвязано, взаимообусловлено. Специалистам необходимо определить его «точки роста», зону ближайшего развития, спрогнозировать его реальные перспективы, создать условия для самореализации во всех сферах деятельности. Цель образовательного учреждения – не только учение, передача ребенку определенной суммы знаний, а, прежде всего – формирование Человека. Таким образом, в модель практики социально-педагогического сопровождения закладывается безусловная ценность внутреннего мира каждого школьника, приоритетность потребностей, целей и ценностей его развития.
      При осуществлении социально-психолого-педагогического сопровождения детей-инвалидов принципиально важным является создание условий для самостоятельного творческого освоения ими системы отношений с окружающими и самим собой, а также для совершения каждым ребенком личностно значимых жизненных выборов. В процессе сопровождения взрослый, создавая ситуацию выборов и не навязывая априорно свою точку зрения, побуждает ребенка к нахождению самостоятельных решений, помогает ему принять ответственность за собственную жизнь.
      В своем опыте мы опираемся на классификацию детей-инвалидов, разработанную Р.Боровским. Эта классификация позволяет нам, в случае правильного отнесения ребенка-инвалида к определенному типу, наметить конструктивные способы адресной помощи и поддержки, развернуть его внутренние резервы с учетом специфики отношения ребенка к своему недугу.
   Опираясь на данную классификацию, мы объединили детей-инвалидов в три группы, наметили конкретные реабилитационные меры. Так, у детей 1-х, 2-х, 6-х типов, скрывающих факт инвалидности от других, явно сформировано негативное самоотношение и непринятие факта своей инвалидности. В случае внешне выраженных физических дефектов дети-инвалиды обеспокоены несоответствием своего физического «Я» общему стандарту. При наличии феномена отвержения, неприятия окружающими такие дети вынуждены преодолевать психологические барьеры первоначального вхождения в новый социум. Окружающие, определив специфичность их поведения, способны проявить некорректность в поведении, тем самым нанести детям-инвалидам тяжелые психологические травмы. Сопровождающему (в качестве которого мы рассматриваем взрослого, непосредственно с ним взаимодействующего: это и классный руководитель, и психолог, дефектолог, учитель, родитель) такого ребенка необходимо:

  • создать атмосферу безопасного самопознания;
  • снять чувство страха в общении со сверстниками и взрослыми, вызванного чувством своей ущербности;
  • подготовить к вероятности некорректного поведения со стороны окружающих, к адекватному восприятию данного поведения;
  • сформировать толерантность и независимость от оценочных суждений по поводу его состояния здоровья и внешности, способностей;
  • помочь пережить факт психологической агрессивности со стороны окружающих, вскрыв его внутренние резервы (позитивный настрой, успешность в каком-либо виде деятельности, преодоление трудностей и фиксация на успехах и т.п.);
  • обучить отреагированию негативных эмоций в социально приемлемых формах и т.д.
  • сформировать у ребенка компенсаторный механизм, позволяющий успешно преодолевать трудности социализации;
  • стимулировать стремление ребенка стать автором самого себя, своего будущего;
  • оказать конкретную помощь в стремлении ребенка обретения смысла своей жизни, конкретных и реально достигаемых жизненных перспектив.

   Для детей 3-х, 7-х, 8-х типов, не скрывающих факт своей инвалидности, характерно несколько вариантов поведения.
   А. Манипулирование окружающими посредством своей инвалидности, особенно при демонстративном типе акцентуации, с целью извлечения персональной выгоды. У таких детей-инвалидов формируется иждивенческая позиция: «Мне обязаны все: родители, окружающие, государство. Пожалейте меня, сам же я ничего не могу и ни на что не способен».
   С представителями данной категории детей-инвалидов сопровождающему необходимо:

·         ·создать атмосферу безопасного самопознания;

·         ·формировать субъектность ребенка, воспитывать самостоятельность и ПЕРСОНАЛЬНУЮ ответственность за свою жизнь, исключив чрезмерную опеку;

·         ·научить управлять своими действиями: планировать, искать внутренние и внешние ресурсы, реализовывать намеченные программы, оценивать и контролировать результаты своих действий; ySPAN>

·         ·создавать ситуации успеха, фиксировать внимание на позитивных результатах, культивировать потребность самопомощи, самообслуживания;

·         ·сформировать у ребенка компенсаторный механизм, позволяющий успешно преодолевать трудности социализации;

·         ·запустить внутренние механизмы саморазвития ребенка, его способностей к самопознанию, саморегулированию, корректной самопрезентации.

   Б. Дети-инвалиды, отнесенные к данному варианту поведения, демонстрируют следующий поведенческий сценарий: стремятся во что бы то ни стало самостоятельно преодолеть свои трудности, у них вызывает чувство раздражения, когда к ним относятся как к немощным, болящим и неспособным самостоятельно справиться с жизненными трудностями. Опасность данного поведения заключается в том, что дети этой группы зачастую не в состоянии адекватно оценить ситуацию и свои возможности, что может привести к нанесению ущерба их здоровью и усугублению тяжести психического состояния. Многие специалисты отмечают, что у детей-инвалидов достаточно часто можно наблюдать переоценку собственных сил, возможностей, знаний и своего положения в группе, что выражается в неадекватно завышенном уровне притязаний.
   С данной группой детей сопровождающему необходимо:

·         ·создать атмосферу безопасного самопознания;

·         ·сформировать реальное отношение к своему состоянию здоровья;

·         ·помочь ребенку установить предел допустимых психофизиологических затрат;

·         ·научить обращаться за помощью в случае необходимости, при этом не чувствовать ложного стыда;

·         ·сформировать у ребенка компенсаторный механизм, позволяющий успешно преодолевать трудности социализации.

   Для детей 5-х, 9-х, 10-х типов, не знающих о своей инвалидности, характерно поведение с ориентацией на поведение, как и у здоровых детей. Эти дети не осознают тяжести своего состояния здоровья, могут включаться в деятельность, несоизмеримую с ограниченностью их психофизических возможностей. Вследствие отрицательного результата из-за невозможности соответствовать стандарту, испытывают чувство разочарования. Особо остро такие дети реагируют на информирование о том, что они инвалиды – люди с ограниченными возможностями и факт их неудач – тотальная неизбежность.
   С представителями данной категории детей сопровождающему необходимо:

·         ·создать атмосферу безопасного самопознания;

·         ·подготовить, в зависимости от возраста ребенка и особенностей его личности, к восприятию реальной информации о состоянии своего здоровья и ограничениях, с которыми он встретится;

·         ·не фиксировать, «не привязывать» его к факту своей дефективности в процессе дальнейшей с ним коррекционно-развивающей деятельности, рассмотреть возможность идти на разумный риск;

·         ·определив «точки роста», перспективы его развития с учетом особенностей дефекта, целенаправленно создавать ситуации успеха, фиксировать внимание на позитивных моментах;

·         ·сформировать у ребенка компенсаторный механизм, позволяющий успешно преодолевать трудности социализации – «превращение минусов дефекта в плюсы компенсации» (по Л.С. Выготскому).

   К какому бы типу мы не относили детей-инвалидов и как бы их не группировали, при организации комплексного социально-психолого-педагогического сопровождения в условиях интегрированного обучения со здоровыми сверстниками в массовой школе, они требуют особого внимания, педагогической поддержки, искренней заинтересованности педагогов в том, чтобы они состоялись как личности, были оптимально социально-психологически интегрированными в сообщество. Только в таком случае ребенок-инвалид получит опыт защиты собственных прав, а значит и своего будущего.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.